?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

-- Вы хотите сказать, что у "Жизни" нет решения?
-- Я хочу сказать, что у "Жизни" -- множество решений, а,
следовательно, нет единого решения.
-- А я думаю, Розовая мама, что единственное решение у жизни -- это
жить.


Я не люблю эту актрису.
Нет, слишком громко сказано.
Я ее недолюбливаю, вот.

По случаю решив прибраться не только в голове, квартире, кладовке, но и на винчестере, обнаружила незнакомое доселе название.
Моноспектакль Алисы Фрейндлих.

Первые 10 минут фоном выслушивая монолог, через плечо оглядываясь на экран, слегка морщилась и отворачивалась опять - какая-то классика из анекдотов про ТЮЗ прям. Дама в возрасте и домашнем костюме изображает из себя 10-летнего мальчишку.

Мальчишку на последней стадии рака. Оскара, как вы понимаете.

"Розовую даму", сиделку, Алиса Бруновна изображает тоже.

-- Это легенда. Легенда о двенадцати пророческих днях. Мне бы хотелось,
чтобы мы с тобой в это сыграли. То есть, скорее ты. Начиная с сегодняшнего
дня, ты будешь наблюдать за каждым днем, представив себе, что один день идет
за десять лет.
-- За десять лет?
-- Да. Один день -- десять лет.
-- Значит, через двенадцать дней мне будет сто тридцать лет!
-- Да. Представляешь?


Оскар пишет письма богу, которые читает со сцены дама в возрасте и домашнем костюме. Каждый день. Каждые 10 лет.

На третьем письме я обнаружила себя на полу перед телевизором и напрочь забывшую о том, что монолог со сцены декламирует дама в возрасте и домашнем костюме, чье творчество я к тому же недолюбливаю.
Она меня утянула.
Утянула в полнокровную жизнь от рождения и до смерти от старости в солидном возрасте за сто, описанную проживающим ее мальчиком в своих письмах к незнакомому ему богу.

Расскажи обо всем Господу и попроси в своем письме, чтобы
он нанес тебе визит.
-- Он способен передвигаться?
-- На свой лад. Не часто. Даже очень редко.
-- Почему? Он тоже болен?
И здесь, по вздоху Розовой мамы я понял: она не хотела сознаться, что
ты, Господи, тоже в скверном состоянии.
-- Твои родители, Оскар, никогда не говорили тебе о Боге?
-- Забудем о моих родителях. Они -- придурки.
-- Разумеется. Но они никогда не говорили с тобой о Боге?
-- Говорили один раз. Но только, чтобы сказать, что больше в него не
верят. Они-то верят как раз в Деда Мороза.


Эрик-Эммануил Шмитт, французский драматург.
Новелла «Оскар и Розовая Дама» написана в 2002-м году, я прочитала ее в переводе Ирины Мягковой:
http://lib.ru/INPROZ/SHMITT_E/oskar.txt

Алиса Бруновна Фрейндлих получила за эти роли две театральных премии.

-- Если у вас неприятности, чем я могу помочь? Хотите, я вас
усыновлю?
-- Усыновишь меня?
-- Ну да, я уже усыновил Бернара, когда увидел, что он хандрит.
-- Бернара?
-- Моего медвежонка. Он там, в шкафу. На полке. Это мой старый медведь,
у него уже ни глаз, ни рта, ни носа, опилки наполовину высыпались, и шрамы
повсюду. Он чуть-чуть на вас похож. Я усыновил его в тот вечер, когда мои
придурки-родители принесли мне нового медвежонка.


Впечатление, полученное от новеллы, умножилось на впечатление от втянутости в происходящее. Она вынула из меня нехилый кусок души, эта не слишком любимая мной актриса, вместе с возрастом и домашним костюмом. Я понятия не имею, в какой момент и благодаря чему (таланту ее собственному, или таланту драматурга) перестали выглядеть нелепыми ее закосы под 10-летнего мальчишку. Но они перестали так выглядеть, а я совершенно забыла, что недолюбливаю Фрейндлих.

Дорогой Бог,
мне стукнуло сто. Я много сплю, но чувствую себя хорошо. Пытался
объяснить родителям, что жизнь -- странный дар. Вначале мы его
переоцениваем: думаем, что получили в вечное пользование. Затем
недооцениваем, находя жизнь слишком короткой и несовершенной, и чуть ли не
готовы от нее отказаться. Наконец, осознаем, что это был вовсе не дар, а
только кредит. И тогда пытаемся его заслужить. Мне сто лет, и я знаю, о чем
говорю. Чем ты старше, тем лучше должен быть твой вкус, чтобы оценить жизнь.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
_svet_lana_
28 фев, 2011 18:06 (UTC)
О, старшая читала эту книгу на французском, она у них в школьной программе и мне пересказывала. Надо прочитать или послушать Фрейндлих. Я, кстати, её обожаю.
anna_mir
2 мар, 2011 08:32 (UTC)
Счастливая нынче молодежь:)
Не то, чтобы мы были не счастливыми, но у нынешних всего так много..В смысле, информации, возможностей, еще бог знает чего - вообще все доступно.
Т.е. рог изобилия с младенчества на столе лежит.
Классно, по-моему.
_svet_lana_
2 мар, 2011 08:33 (UTC)
только отношение у них к этому такое же, как у нас когда-то в школе к школьно литературе было - быстро прочитать, сдать и забыть
anna_mir
2 мар, 2011 11:32 (UTC)
Да все равно ж че-нить, а оседает.
Понятно, что опыт предыдущих поколений никому не нужен:))
Но все-таки..
Вот я почему-то очень хорошо помню книжку "Кладовая солнца". Начиная от названия, которое вызывало во мне нечто, заканчивая содержанием и концовкой "так иди же теперь ко мне, моя Затравка!"..Почему-то как тогда произвело впечатление, так вот до сих пор помню, а ведь не перечитывала даже:)
irinafreckles
28 фев, 2011 18:56 (UTC)
Чувствуется, что ты не просто впечатлена, но потрясена. Надо мне тоже посмотреть, поищу.
anna_mir
2 мар, 2011 08:35 (UTC)
Да, впечатление оставило глубокое, правда.
Произведение, ты понимаешь, не содержит мелкодраматичности (есть такое слово?) Ну вот этих вот - аховых слезок над бедным малюткой.
Понятно, что сама душу порвешь, пока слушаешь (читаешь), но оно жизнеутверждающее, произведение это.
Очень сильно.
abu_daud
28 фев, 2011 19:42 (UTC)
Мы смотрели этот спектакль, когда она призжала на гастроли. Тоже затянуло.
anna_mir
2 мар, 2011 08:36 (UTC)
Вот, ты представляешь! (Мы - на ты? Или? Или извините?:)) А я б ведь вообще не пошла бы скорее всего на ее спектакль, буде она здесь с ним на гастролях. Да еще с таким названием.
Вот бы облажалась.
:)
abu_daud
2 мар, 2011 09:11 (UTC)
Если дама разрешает фамильярно "ты", то я всегда за! :)
А пошел я туда "только волею пославшей меня жены". Она очень хотела постмотреть на Фрейндлих. А я только на балет не хожу :) театрал из меня еще тот. Но тем не менее, добравшись до представления, я был очень рад, что попал.
Мы тут вообще боимся гастролеров. Часто приезжает сборная команда халтурщиков. В Москве бы они такого себе позволить не смогли, т.к. основная их работа все-таки там. А к нам залетают редко.
anna_mir
2 мар, 2011 12:47 (UTC)
Не, ну не фамильярно же ж:) А согласно негласному (это ближе к тавтологии, или к каламбуру?..) правилу старинного рунета..
Дама (это я, значит) ж из ФИДО вылепилась, так что спасибо за согласие, в общем:)
Я, к слову, о гастролерах могу сказать то же самое, отсюда.
Побаиваюсь.
Очень вспоминается сразу реклама в русскоязычной прессе, из не так уж и давнего: яркая такая, жизнерадостная, в рифму не помню, а смысл такой:
"Наконец-то у нас в гостях супер-мега-популярная группа "Адреналин" со своим супер-мега-хитом "Ковыляй потихонечку!" !!
Так радостно сразу! Эдак ведь скоро и сам Кай Метов нагрянуть может..
lisnerpa
1 мар, 2011 15:20 (UTC)
Такие штуки вытворяет созвучие, сонастроенность исполнителя и исполняемого материала.
anna_mir
2 мар, 2011 08:54 (UTC)
Красиво говорите (как всегда:))
Но третий элемент (зритель) что-то такое тоже ведь должен поймать, чтобы сонастроиться на эту сонастроенность. Хотя..Может быть, Вы правы, и зрителя затянет даже без дополнительных начальных условий. Интересная мысль.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )