?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С вольной трактовкой сюжета, лирическими отступлениями и субъективными выводами
Длинно.

Франкфуртский драмтеатр. Тот самый, из которого, некачественно сдерживая молодецкий неуместный гогот, мы с подругой по весне сбежали со второй части "Фауста". Не буду вдаваться в детали, но действо на сцене разворачивалось, навевая непостигаемого (Б.Г.): "что толку быть собой, не ведая стыда.." и далее по тексту. Мы супротив великого искусства слабоваты оказались.

Но речь о "Чайке". На этот раз в местном театре была постановка нашей классики, по Чехову, на немецком языке (перевод Frank-Patrick Steckel).

Помните? Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить, и мойголос звучит в этой пустоте уныло... .. ...нельзя так, матушка, обращаться с молодым самолюбием.

Давайте вместе вспомним.

Антон Палыч с присущим ему медицинским юмором назвал свое произведение комедией. Впрочем, учитывая актуальность выписанных характеров, изрядная доля юмора в этом всем действительно наблюдается.

На редкость не стареющая история, согласитесь:
Каждый год, летом, по традиции в одной из усадеб образца 19-го века (парк, вид на озеро - неплохо, хоть и за Садовым Кольцом) собирается компания. Погрилить, попонтоваться, пивка попить.
Тусовка интеллигентская, с уклоном в богему: владелец усадьбы, его родственница-известная актриса, ее любовник- успешный беллетрист, сын актрисы Костя - декадентствующий молодой человек. Как водится, отягощенный комплексом недолюбленности знаменитой родительницы, равно как типажной идеей о нетаковости и собственном таланте к писательской деятельности. Его не понимает мир, особенно мать.

Его (сына Кости) муза: соседская девочка Нина, не менее типажная: мечтает о карьере великой артистки и верит в свое дарование. Сбегает от отца с мачехой - те не одобряют увлечения театром (может, подозревают что?..Да нет, просто зашоренные козлы)

Дочка управляющего Маша, очаровательная девушка-гот: главное занятие - страдания, одевается во все черное в знак траура по собственной жизни, и ее, вы не поверите, тоже совершенно не понимает этот мир. Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены сессия.. Влюблена, как несложно догадаться, в Костю. Безответно, разумеется. Костя от нее там по всему парку бегает (за Ниной), несносное, говорит,создание – эта ваша Машенька.
В чем можно точно не сомневаться, так это в их общем таланте быть несчастными.

И пара-другая прочих мещан, чуть менее депрессивных. Простите, интеллигентов. Различной степени изношенности и уровня дохода.

Но вернемся к спектаклю.

Спецификой этого театра, на мой субъективный взгляд, является:
1. Великолепное решение декораций. Минималистскими методами оформляется сцена так, что ни убавить, ни добавить: никаких многоходовых перестановок, ничего лишнего: для «Чайки» на сцене был установлен круглый, в виде бублика, стол, медленно вертящийся по часовой стрелке. Каждая мизансцена разыгрывалась у «своего» сектора этого стола; внутри «бублика» располагалась «сцена» для Нины из первого действия.
2. Отклонение от классического прочтения; некоторый гротеск в представлении персонажей (напоминаю: впечатления крайне субъективны). Так было в «Фаусте» с их долбаным Мефистофелем в виде удивительной женщины с заячьими пластмассовыми зубами; так было в «Мастере и Маргарите» где Коровьев зачем-то шарился по сцене в юбке (это - в качестве штриха. Остальное опущу. Но в одной только юбке, прошу заметить! Хотя и клетчатой) «Чайка» не стала исключением, навевая классическое:

Она была в трико телесного цвета и мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью: "Я хочу Подколесина", она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные подошвы, С проволоки она спрыгнула прямо на стул. Одновременно с этим все негры, Подколесин, Кочкарев в балетных пачках и сваха в костюме вагоновожатого сделали обратное сальто.(c) Ильф и Петров

К примеру, Маша. Милая Маша, девушка-гот в трауре по собственной жизни (ах, где мои 14 лет и ощущение глубинной экзистенциальной боли? Если правильно помню, я метила в графы де ла Фер. И напрасно, поскольку существовал такой полноценный персонаж как Маша Шамраева. Несчастная Машенька, барышня с несомненно глубоким внутренним миром, трепетная и влюбленная. Ага. Она без малейшего трепета испортила жизнь безвинному Медведенко и уж совсем ни в чем не повинному сыну, которого рожает от постылого Семена Семеновича, обоих ненавидя и презирая за всю свою поруганную судьбу.
Какая в сущности трогательная беззащитность перед этим грубым миром – выйти замуж за любящего сельского учителя просто так,от тоски, потому что Любить безнадежно, целые годы все ждать чего-то... А как выйду замуж, будет уже не до любви, новые заботы заглушат все старое. И все-таки, знаете ли, перемена. Удивительной тонкости души барышня.
Впрочем, Семен Семеныч сам напросился. Даже вон в толк взять не может, отчего Маша так страдает, вроде здоровая девица, нужды не знает..ну плебейская кровь, в общем. Где ему утонченность заценить, чо. Пускай теперь мучается с типической дбд*. Поможет ей опять же с несчастьем, она с нелюбимым знаете, как страдает, всегда пища поупиваться, стабильно удерживая накал тоски.

К слову об упиваться: Машенька шкондыбала по сцене в грандиозных а-ля Карлсон штанах 64 размера с подтяжками. 19 век, усадьба с видом на озеро, Чехов..И Маша Шамраева, дочка управляющего, в клоунском наряде. Но черного цвета, этого не отнять. Бог бы с ними, со штанами, в конце концов, я бы не придиралась. Но Маша бухает как извозчик все три первых действия! Канонически опрокидывая в себя стопарики и время от времени «презабавно» рухая на пол.

- Серой пахнет. Это так нужно?
- Да.
- Дааа, это эффект.


- А почему они изображают русских женщин алкоголичками и проститутками?, - искренне удивилась наша подружка, попав на спектакль из-за рубежа (Киева).

Нет, господа, они вовсе не хотели ничего такого, я убеждена. Это - тенденциозная направленность постановок конкретного театра, на мой субъективный взгляд. Она ей-богу не имеет никакой связи с нациями и стереотипами.

У Чехова в пьесе Маша действительно, если помните, в целях сохранения общего драматизма ее образа, выпивает две рюмки в третьем действии и отвечает изумленному второй порцией Тригорину: Не смотрите на меня так. Женщины пьют чаще, чем вы думаете. Меньшинство пьет открыто, как я, а большинство тайно.
Но я видимо как Киса Воробьянинов, привыкла к классической интерпретации «Женитьбы» («Чайки» в данном случае). И явное изумление Бориса Алексеевича создает (у меня) впечатление, что Маша не удержалась от легкого эпатажа, демонстрируя собеседнику этакое отчаянное «знание жизни». Это очень вписывается в характер ее персонажа (по-моему).

Поэтому заплетающийся язык и скоморохские выпадения со стула и пола в спектакле мне показались ..ээ..нестандартным видением машиного типажа. Мной нежно любимого, вы не думайте. Не смотря на понимание (с возрастом: чем дальше по временнОй шкале от Шамраевой, тем ближе к Аркадиной; классические образы воспринимаются существенно по-другому): ох и поганки же – эти ваши (наши) дбд* со своим эгоцентрическим самолюбованием собственными страданиями.

А Нину мне уже не жалко было – пускай к ней под юбку лезет Тригорин, прям руками, прям по плечи, эдак самцово; видимо, демонстрируя Любовь юную, прелестную, поэтическую, уносящую в мир грёз, - на земле только она одна может дать счастье!
Да-да, я ретроградка и немецкие порнофильмы считаю предрассудком воспринимаю «продолжительный поцелуй» на берегу озера, указанный у Чехова, как-то иначе.
Да и хрен с ней, с Заречной, ее умопомрачительно наверченная коротенькая пачка из марли вместо юбки меня вообще не удивила. Молоденькая провинциалочка, ломая руки, стремится в великие артистки, эйфорично напросилась в постель к под-сорок-летнему успешному дядьке – мне скучно. Никогда не сочувствовала Заречной.

Так что если бы ее исполнял даже мускулистый негр в трусах [(с)Лола], меня бы это не тронуло. Хотя объективно если, то ее жизнь складывалась гораздо более драматично и тяжело, чем жизнь Шамраевой. И уважать Нину есть за что – ведь не жалуется. И стремится, и верит. А не жалуется. Правда, подписывается Чайкой, но артистка же. Плохая,да, но именно поэтому..=)Кем же ей подписываться, как не Чайкой, если ей Тригорин без мыла в мозг эту параллель вкладывает, походя.

Кстати, в четвертом действии Нина, переодевшаяся и переставшая подвывать, была сыграна практически безупречно. (субъ.)

К слову о переодевании. Друзья, именно этим действием были показаны прошедшие два года между третьим и четвертым действиями. Не, я ж объясню.

С фонарями прошел отряд военных в форме гостиничных швейцаров. (с)
Вышли рабочие сцены и неспешно переставили столы из бублика в ромашку. В это время (минут 5-7) все действующие лица пьесы столь же неспешно переодевались. Без экивоков и театральности – они тупо переодевались, снимая кальсоны и не скрывая от зрителя лифчики образца 70-х (где они их только взяли, реквизит что-ли). Долбаные немцы. Извините, вырвалось.

В принципе ничего особенного-то и нет, но я уже тут живу много лет, а все еще не до конца привыкла к ровно-равнодушному отношению немцев к обнаженному телу. Я имею ввиду не накаченных модельной внешностью молодиц с молодцами, речь – о совершенно заурядных обывательских организмах, не отягощенных культом здорового питания. На самом деле я их уважаю, немцев. За это самое ровное отношение. Немец может переодеться на пляже, не особо закрываясь. Он равнодушно пройдет мимо рекламы с голой теткой на автобусной остановке и не озаботится вопросом о видящих тетку детях – а в чем проблема, удивится он, ну голая, и?

Поэтому забавно слышать об этих маргиналках, о Фемен, пытающихся кого-то эпатировать своими мелкими достоинствами в Германии. Удивительно, что немцы вообще их заметили, видать, орали девки громко.

Компании непривычных соотечественников всегда как на ладони видно в общих саунах, например. Только наши зыркают и хихикают. Выглядят при этом идиотами, но уверены, что вокруг уроды.

Помните crazy Frog-а? https://www.youtube.com/watch?v=pI6YoPDaQDQ
Когда в Британии на волне популярности было принято решение заретушировать у лягуша пиписку, немцев тут чуть только не порвало от гогота. Куча сми печатали эту новость и ржали – мол, что там закрывать, она и так вот-такусенькая, гыаааа! Британцам и этого слишком много, буоогага!

Сорри за лирическое отступление; тем не менее. С березовым соком [(с)по Пелевину] впитываешь правила, принятые в конкретном обществе. Какие бы они ни были. У нас во МХАТе не раздеваются.

В целом, спектакль был неплохим. Актеры хорошими. Декорации – вообще отличными. Только это был не Чехов. По-моему.

Сугубо субъективно, но на мой взгляд, местный театр чеховское произведение непростительно вульгаризировал.
Слишком резкие акценты сделал там, где вовсе резкости не нужно.
Хотя их внимание к нашему, исконному, крайне приятственно.


Читайте Чехова, господа. =)
moewe

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
irinafreckles
3 июл, 2013 16:09 (UTC)
Функция искусства - будоражить спзнание и душу. А какими средствами, не суть важно :)
anna_mir
4 июл, 2013 10:29 (UTC)
И не поспоришь!:) Но что есть, то есть - я на спектакле была две недели назад, а все еще в эмоциях.
Зависит конечно от произведения - когда что-то хорошо знаешь (или думаешь, что знаешь:)), то отличная от собственных ощущений интерпретация будоражит душу вне всяких сомнений:)
_mania
4 июл, 2013 08:22 (UTC)
Понаписала, понаписала-то...

Замечательный спектакль. А штаны у них у всех были такие, не только у Маши.

Вот Good People тебе понравился и Мастеркласс понравился, и ты ни слова про них.
anna_mir
4 июл, 2013 10:35 (UTC)
Че это, не у всех. Аркадина была во вполне соответствующем аутфите.
И если бы я не была так близко знакома с этим конкретным произведением раньше..:)
Я даже задумалась над тем, что ты сказала, драгоценная моя..Почему меня так эмоционально захлестнуло от просмотра именно этого спектакля, а не упомянутых тобой, которые мне действительно офигенски понравились. Аж до письменной рецензии, и это через две недели после просмотра.
Если бы я тетешкала сценарий для Мастеркласса всю юность, то может и про этот спектакль бы написала?:)
anna_mir
4 июл, 2013 10:46 (UTC)
К слову, мне и "Чайка" как спектакль не могу сказать, что не понравился. Я немного обиделась за интерпретацию, особенно Маши, но взбудоражил же, действительно..
_svet_lana_
4 июл, 2013 09:42 (UTC)
как же я давно не была в театре, даже плохом....
anna_mir
4 июл, 2013 10:43 (UTC)
В след. театральный сезон - давай приезжай к нам, театр Маяковского привезет пресловутую "Женитьбу" в октябре:)
riwa_tan
5 июл, 2013 23:34 (UTC)
завидую по-тихому)) а кто ставил-то? Кригенбург? тогда еще больше завидую
anna_mir
8 июл, 2013 12:46 (UTC)
Точно, Кригенбург!
А он тебе откуда известен?:) Я на режиссера даже внимания не обратила, а сейчас по твоей наводке почитала - надо же, я упустила целый айсберг из этого спектакля, не зная ничего о личности режиссера..

Кстати, кроме театра Маяковского в октябре, еще обещан Меньшиков с "Игроками" в ноябре! Приедешь во Франкфурт?
riwa_tan
9 июл, 2013 20:38 (UTC)
у меня брат ходил на его Кафку. несмотря на субтитры (или как это в театре называется?), остался в восторге. а потом я тоже почитала, теперь хочу)))
во Франкфурт запросто, был бы повод)) вот только Маяковка меня не очень вдохновляет, а меньшиковских "игроков" я лет пять назад в Берлине видела. отличный спектакль, но вряд ли за это время спектакль стал энергичнее. боюсь испортить впечатление... но Меньшиков, конечно, да... приехать что ли?..
anna_mir
16 июл, 2013 07:22 (UTC)
Представляешь, в ноябре сюда еще и театр Вахтангова приедет. Не совсем сюда - в Оффенбах. Они издеваются.
anna_mir
16 июл, 2013 07:22 (UTC)
В смысле, они все приезжают в Оффенбах, но это сразу под Франкфуртом.
yuri_yurkevich
2 окт, 2013 23:21 (UTC)
На днях купил собрание сочинений Чехова, чтобы прочесть маме вслух "Три Сестры" и разобрать её с астрологической точки зрения, присвоив каждому герою свою планету.
И да, обнаружил пару ошибок в моих рассуждениях о том, какая планета где рулит.

Вот мой пост отчасти об этом http://yuri-yurkevich.ya.ru/281

И теперь да, спасибо за подсказку. Сейчас буду читать маме Чайку как переходный мостик к тому, чтобы как-то связаться с дальними мирами.
magkurapina
26 сент, 2014 20:17 (UTC)
Отличная рецензия!
anna_mir
27 сент, 2014 17:32 (UTC)
Неожиданно, но очень приятно, спасибо!-)
( 15 комментариев — Оставить комментарий )