?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фильм снят по пьесе «Мученик» [Märtyrer] немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга.
Премия независимой прессы на Каннском фестивале.
Идет в немецких кинотеатрах под названием "Der die Zeichen liest" [Тот, который читает знаки].

Я и не знала, что фильм - по пьесе немецкого автора.
И была поражена хлесткости, с которой показан конфликт отцов и детей в экстремальном варианте:
религиозный фанатизм, делающий из подростка психологического террориста, всюду цитирующего библию и весьма буквально эти цитаты трактующего;
безграмотность и обывательская трусость учителей средней школы;
беспомощность вымотанной матери-одиночки против решившего, что право имеет, сына;
легкость и обыденность, с которой можно очернить чуть более демократически настроенную учительницу (биологии).
Была впечатлена общей смелостью мысли.
Властьимущим служителем церкви с нарицательными котлами в помещении школы, оказывающимся бессильным перед победоносными цитатами и зарвавшимся юнцом.

Про оскорбление верующих моментально разоралась соответствующая категория зрителей, туда же приплюсовав и особый путь, и агрессивный разврат Запада, только и думающего, как сбить нас с пути истинного.
Весьма доставляют подобные рецензии.
Хотя и оскорбляют мою веру в человечество.

Ибо не в конкретной религии дело. Не о православии речь. Совершенно неважно, на какую тему подросток решил, что имеет право учить жить и наказывать тех, кто, по его мнению, этого заслуживает.

Фильм произвел на меня большое впечатление.

Но узнав, что основой сценария является пьеса Майенбурга, хочу поделиться открывшимся мне в деталях, поскольку это в моих глазах качественно меняет некоторые нюансы. Я увидела много больше, услышав про автора даже не прочитав еще оригинальное произведение (заказала на амазоне книгу - да, настолько впечатлена).

В какой-то момент противостояние мальчика, сколотившего себе огромный крест для соответсвующего похода, и учительницы биологии, пытавшейся осветить школьникам вопросы контрацепции, доходит до канонического "это все - потому, что Вы - еврейка. ... .Вашими устами говорит сатана."

Не зная о немецком происхождении оригинальной версии текста, особенно этот момент не цепляет: ничего из ряда вон выходящего. Ну нехорошо, конечно, но мало у нас в провинциальных и не очень школах можно услышать "так она ж - еврейка"? Нет-нет, не знаю. Не пробовала.
Но вложенной автором пощечины нет. Вот этого надрыва, который сразу появляется, как только понимаешь изначальный вариант: мальчик, который так заявляет в обществе/преподавателю в Германии, очевидным образом воспринимается окончательно, безнадежно, инвариантно сумасшедшим опасным психом.

И тогда становится понятной слегка промелькнувшая линия гомосексуализма: мальчик подвергает однополую любовь резкому остракизму, что, как мне видится, вообще никого особенно не может задеть в российских реалиях. Но не в немецких. Где, в отличие от стереотипов, детей гейству вовсе не учат (придется на слово верить), но где не принято во всеуслышанье заявлять о своих экстремистских понятиях.


Более того. Проскочила у меня одна свежая мысль, которую не могу пока аргументировать без ознакомления с оригиналом произведения.
Но херр Майенбург - из активистов. Из тех, кто демонстративно провозглашает равные права геев со всеми остальными пид&р гражданами.
И в таком вот соусе произведение предстает совершенно в другом свете.
А именно: мальчуковый джихад и прочие агрессивные размахивания святыми писаниями есть ничто иное, как подавление собственной латентной гомосексуальности [сцена неудавшегося совращения мальчика главной красавицей класса, да и в бассейн ходить отказывается наотрез. Фильм начинается с того, что (м)ученик перестал посещать уроки физкультуры в бассейне (тут я тоже себе отметила, что неплохая у мальчика школа для немосквы..). И не потому, что у него нормальная для его возраста неконтролируемая эрекция (он утверждает, что ее как раз нет. А вот это уже и ненормально:)). А потому, что девочки там - в этих своих отвратительных бикини.]

Но возможно, я преувеличиваю тонкость местного сарказма.
Придется вам еще раз меня выслушать по прочтении пьесы:) Тем более, что не понравилась мне линия с этой самой учительницей биологии. Ибо выглядит она к концу жалкой и недописанной. Как будто ее характер немного подрезали. Мне чего-то явным образом не хватает в ее образе.
Но возможно я ошибаюсь, и это и есть задумка автора - слабость и неумение противостоять против агрессивного фанатизма одного и напускного пуританства остальных.

Не расходитесь.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
kotvbane
2 фев, 2017 04:35 (UTC)
Похоже на истерию, поднимающуюся вокруг очередной отснятой чернухи. Что бы там Серебренников ни пытался отснять на самом деле.
anna_mir
2 фев, 2017 07:18 (UTC)
У меня другое мнение.
А вот мнение, подобное твоему, весьма показательно.
Раз меня впечатлило, значит истерикую.
Зато ты не читал, но осуждаешь - молодца. Да, электорат из тебя отличный.
kotvbane
2 фев, 2017 10:10 (UTC)
Мне не надо читать. Достаточно настроения твоей публикации. Дело не в приводимых в ней фактах, а в эмоциональном фоне их освещения. Он тенденциозный, пристрастный. Для меня это повод не рассматривать приводимые факты всерьез.
anna_mir
2 фев, 2017 10:40 (UTC)
Я не выдаю профессиональные рецензии. И пишу только про те фильмы, которые произвели на меня впечатление.
Не вижу в этих двух приведенных фактах хоть какой-либо намек на мое обязательство перед искушенным читателем приводить в собственном субъективном отзыве на художественное произведение хоть какие-либо факты.
А ты зачем-то читаешь, и при этом выдаешь выводы космического масштаба: "чернуха", "истерия", "что хотел сказать режиссер".. Такое впечатление, что ты комментируешь вовсе не то, что написано мной.
anna_mir
2 фев, 2017 10:58 (UTC)
Не, я, сц, попроще поясню: этот пост - вербализация моего эмоционального восприятия вышеназванного фильма. Специальная такая. Фильм художественный - это такая специальная штука, призванная вызывать эмоции. Этот фильм - хороший, он вызвал. И я рада, что мне текстом удалось это передать.
еблысь дикси
anna_mir
2 фев, 2017 08:54 (UTC)
На истерию, причем уже попадающую под уголовный кодекс, существенно больше похоже поведение христианских активистов, обещающих поджигать кинотеатры вместе со зрителями:
http://argumenti.ru/society/2017/01/520874
А чо, норм.
Вот про это и пьеса.
Но над ней думать надо. Головой. Мозг будить. А кому ж надо. Проще погорлопанить. За Истину.
guenterr
2 фев, 2017 05:48 (UTC)
Как завлекательно написано, но фильм смотреть не буду, а вот книжку прочесть захотелось. Спасибо.
anna_mir
2 фев, 2017 07:19 (UTC)
Спасибо:) Не нашла в свободном доступе, пришлось купить
( 8 комментариев — Оставить комментарий )