?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я скажу, наверно, банальную вещь, но меня давно уже впечатляет то, насколько разный смысл люди могут вкладывать в слово «понимать»
...первый уровень понимания — это когда ты понимаешь, что тут, собственно, утверждается. Огромное количество ситуаций полного непонимания, — опять же от простого преподавания и заканчивая чтением научных статей, — сводится к тому, что человек не улавливает самой сути утверждений.

Казалось бы, тривиальное замечание. Но удивительно, как много таких ситуаций можно было бы преодолеть, если бы обе стороны четко проговорили эту мысль!

Например, вечный вопрос «почему нельзя делить на нуль» — это именно пример непонимания утверждения, застрявшее со школы. Человек думает, что ему запрещают делить, запрещают сделать один лишний шаг и доопределить процесс деления. В то время как реальное утверждение — что любое одношаговое доопределение приведет к внутренне противоречивой конструкции.
..
..
В общем, в любом осознанном процессе образования и самообразования, этот момент — понять, а что тут, собственно, утверждается, — должен быть на первом плане. И только после осознания предлагаемого тезиса можно двигаться дальше.


Прекрасная серия статей "Лестница понимания: ступеньки 1, 2, 3, 4 и 5" физика прекрасного Игоря Иванова, строго говоря, не об обыденных обсуждениях, а о понимании технически сложных субстанций.
Но по-моему, тема крайне актуальна.
Если действительно есть задача понять, а не поисходить на тупых оппонентов, разумеется.

первый уровень понимания — это когда ты понимаешь, что тут, собственно, утверждается.
Ступенька два — это вспышки понимания типа: «ага, этот момент вроде как понятен» или «о, этот аргумент я уже слышал» или «да, слова знакомые, звучит вроде логично». Главный момент здесь, что заявленное утверждение гармонично соприкасается с другими известными вам фактами и не вызывает отторжения.
Третья ступень — это когда эпизодические проблески понимания сливаются в сквозную нить повествования, и вся эта нить вам кажется понятной. Вы чувствуете себя комфортно в этой сквозной нити аргументов.
Ступенька 4 — это умение равномерно разрабатывать задачу. это когда вы способны самостоятельно добывать понимание. Вы можете пройти дальше, чем вам рассказали, вы задаете себе вопросы и, преодолевая технические трудности, приходите к ответам.
Ступенька 5 — это способность сделать скачок понимания, найти неожиданную связь между совершенно разными утверждениями. Неожиданный скачок понимания, который никак не провоцируется непрерывным поступательным исследованием в окрестности вопроса.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
schwetik
2 фев, 2016 16:46 (UTC)
прости, Анечка, но ступень 5 напомнила анекдот:
- рыбонька, передай за проезд...
-"рыбонька - значит щука, щука - значит с зубами, с зубами - значит собака, собака - значит сука" граждане, он меня проституткой обозвал!
неожиданная связь между совершенно разными утверждениями :)

но по теме - я вот всегда именно такой смысл вкладываю в это слово. понять - значит ПОНЯТь (прочувствовать, разобраться в мелочах, не теряться когда шаг влево-вправо и т.д. )
anna_mir
4 фев, 2016 15:33 (UTC)
Хаха!:) действительно, в тезисном виде похоже получилось:) тем более, что про рыбоньку я вариант не слышала..
kotvbane
2 фев, 2016 17:43 (UTC)
Мне понятно! :)
neslom
8 фев, 2016 17:31 (UTC)
как у вас все сложно то
anna_mir
15 фев, 2016 09:52 (UTC)
Мы не ищем лехких путей, чо:)
neslom
16 фев, 2016 18:50 (UTC)
Но, в целом, интересно вышло
anna_mir
18 фев, 2016 10:41 (UTC)
:) Приятно слышать:)
neslom
21 фев, 2016 21:09 (UTC)
Это здорово, я рад)
your_lifestyle
12 фев, 2016 16:38 (UTC)
Добрый вечер! Хочу пригласить вас к себе в гости. У меня много всего нового и интересно, и очень бы хотелось знать ваше мнение. Надеюсь на понимание и отзывчивость ;)
( 9 комментариев — Оставить комментарий )