?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

рефлексивное

На самом деле, раздумья обратились в текст после сильно выведшего из равновесия сообщения от hrono61 о знакомом (пост «жизнь за кредит») , который вычеркнул себя из жизни, оставив жену и трехлетнюю дочь, хотя и не имеют прямого отношения к подобным поступкам.

«Ну я же извинился уже!! Ну что еще?!»

Приходилось слышать?

Вот и мне приходится.



Опять же, ощущая в себе некоторую склонность к типичному поведению «жертвы» как психологическому отклонению, задумалась над вопросами воспитания у ребенка чувства ответственности за свои поступки. Не передавать же свои родные грабли по наследству, за подобное я ж себя потом расстреляю, согласно типизации..:)

Собственно, задумалась вот о чем: как коррелируют совесть, чувство вины и чувство ответственности между собой, и коррелируют ли.

Ведь не секрет (или?) что вина нередко приравнивается к ответственности. Фактически, если чуточку утрировать, то можно назвать давление на чувство вины (в школе ее называли совестью. «Тебе не стыдно?! Бессовестный!» ) одним из основных манипулятивных рычагов , которым пользуются воспитатели всех мастей, чтобы привить маленькой личности, еще не способной критически оценивать происходящее, ответственность за свои поступки.

А разве это так? Ответственность – это действия, направленные на исправление ошибки, или, гипотетически, на избежание ее. Воспитываемое чувство вины предназначено для роли стимула. Но давление на это чувство может дать (и, как видно, нередко дает) обратный эффект.

Ну ладно. Компильну попроще. 8)

Чувство вины в голом виде деструктивно. Человечек учится чувствовать себя виноватым и должным продемонстрировать угрызения совести – так его учит «семья и школа» (утрир.) И эту свою демонстрацию он начинает считать собственно действием, исправляющим проступок, если воспитатели увлеклись.
Чтобы быть ответственным, мало, ох как мало чувствовать себя виноватым.

Парадоксально, а? Если применить на практике:

- у Вас грубейшая ошибка в расчетах, перекосило всю базу данных за весь прошлый год по всему предприятию, - говорит начальник.
- Ой! Извините!! – искренне каюсь я и иду по своим делам. Например, вешаться. Все, исправила. Ну а как же, я же такая плохая. Надо ж как-то искупить.

Метки:

Comments

mysch
20 апр, 2009 17:12 (UTC)
По поводу вины я вижу проблему - как научить ребенка не тратить жизненную энергию на переживания "какое я говно, и как мне, такому говну, жить, это же безответственно" (утрир.) Понимаешь, о чем я, да?
_______
Ну с трудом я пробилась сквозь твои завихрения мыслей. Вот только с третьего пояснения.
А почему ты считаешь, что твой ребенок будет думать, что он гавно и безответственный?
Ты же ему этого не говоришь? И даже не думаешь так? Правильно?
Какие его естественные реакции на огорчение ты видишь? Как они выражаются?
Мой сразу или с кулаками на обидчика бросается или в слезы. То есть отреагирует моментально обиду. И через 2 минуты уже все забыл.
Мне кажется это хорошим выходом. Можно покричать, можно постучать по чему нибудь, ногами потопать, поплакать и ЗАБЫТЬ. Все. Инцидент исчерпан.
Для отреагирования должны быть какие то приемлемые сроки. Не стоит хранить все в себе по полгода.
Если длится долго зацикливание на обиде это уже серьезные проблемы.
Нас учат, что если есть мысли о суициде, это, зачастую, уже из разряда психиатрии, а не психологии.
Кстати да. Психологи ой как часто не дотягивают до уровня клиентов. Ни морально, ни образовательно. Это плохо конечно. Появляется какое то пренебрежение что ли. И неверие да?

Как урезать чувства огорчения? Ты ж у нас на НЛП ходила. Должна знать. :)
anna_mir
24 апр, 2009 22:21 (UTC)
Я про психологов выступить хочу, в дополнение. Дабы не прослыть, ага.:)
Я там выше ляпнула про то, что формулирую лучше. Так это гордыня во мне неумеренная, и наглость еще. Ну и позерство, конечно, вместо кетчупа к рагу из противоречивостей.
На самом деле мне не под силу оценить, насколько хорошо и точно я что-либо формулирую, из предметной области, которая мне профессионально не знакома.
И в моем случае дело совсем не в уровне конкретного психолога (хотя наверное, как в любой профессии, появляется неверие в докторов, в учителей, в инструкторов по вождению (ггг))..
:)
Нет. Про целесообразность я заговорила только потому, что ожидала чудодейственной таблетки. Микстурки от проблем.
А может я слишком нетерпеливая.
Вот как вас там учат, сколько по времени занимают психотерапевтические беседы, чтобы пациент "до" превратился в пациента "после"?






















mysch
25 апр, 2009 04:40 (UTC)
А она сама тебе о сроках не сказала?
Нас учат, что на первой-второй встрече составляется история пациента, карточка. Она тебя расспрашивает о тебе, семье, болезнях, мыслях и желаниях, а потом рассказывает тебе о перспективах психотерапии, цене, количестве встреч в неделю, предполагаемый срок терапии (около года, для примера переработка травмы расставания может занять до 4 месяцев).
Она должна оценить успех терапии и поставить ближайшие цели. Допустим "у вас есть хорошие шансы на успех, мы можем через месяц достичь...... и мы через 4 встречи сядем и обсудим как оно у нас это происходит".
Ты не стесняйся, сама спрашивай ее, интересуйся. Ты имеешь право даже знать свой диагноз или что там она написала по этому поводу. То есть как бы все, что может быть поводом для проверки, она должна быть в состоянии и тебе рассказать и показать (но не обязана, если ты не интересуешься). Лишь ее личные записи никому нельзя смотреть. И нельзя оставлять пациента один на один с записями о нем :))))